|
Благополучие футбольного клуба зависит от многих факторов, главные из которых - спортивные результаты и коммерческая деятельность. Причем одно с другим тесно связано. В этом плане образцом для подражания в России может служить московский "Локомотив". Успехи команды Юрия Семина на футбольном поле ежегодно "подпитываются" коммерческой службой клуба, которую по распоряжению президента "Локо" Валерия Филатова уже шестой год возглавляет Давид Шагинян. Предлагаем Вашему вниманию фрагмент интервью руководителя коммерческой службы чемпиона России, касающийся совместных планов с украинскими грандами - "Динамо" и "Шахтером". - Российские клубы могут лишь мечтать о серьезном доходе от продажи билетов и атрибутики. Как обстоят дела с этим в "Локо"? - На билетах зарабатываем пока немного - не более 5 процентов от общего бюджета. Это капля в море. Но за несколько лет планируем выйти на уровень 20 процентов, хотя даже эти цифры в два раза меньше тех, которые считаются нормальными для европейских грандов. Вопросами, касающимися атрибутики, скоро начнет заниматься создаваемая сейчас структура. В нее войдет и служба безопасности, которая будет отслеживать появление на рынке пиратской продукции. Есть также договоренность с таможенным комитетом о том, чтобы не пускать на территорию страны товары с символикой "Локомотива" без соответствующего разрешения клуба. Есть и другие задумки, связанные, в частности, с нашим техническим спонсором - компанией Adidas. - Будет ли продолжен прошлогодний эксперимент, когда порядок на стадионе во время матчей обеспечивали сотрудники службы безопасности, нанятые клубом? - Перед началом сезона у нас состоялась, на мой взгляд, очень продуктивная встреча с руководством ГУВД Москвы. Кажется, мы друг друга поняли. Так что все будет, как год назад. - Какой зарубежный клуб считаете самым успешным коммерческим проектом? - На сегодня лидеров двое - "Манчестер Юнайтед" и "Реал". Причем англичане удерживают пальму первенства уже на протяжении последних десяти лет. "Реал" же очень много зарабатывает на своих звездах. Сделав очередное громкое приобретение, "Королевский клуб" часто отправляется в какое-нибудь турне, где только на продаже футболок с фамилией новичка "отбивает" половину денег, затраченных на его покупку. Очень мудрый ход. - "Локомотив" не собирается предпринять что-то подобное? - На конференции УЕФА в Ньоне я разговаривал с руководителями киевского "Динамо" и "Шахтера" на тему проведения так называемого "славянского турне" по Азии. Идея была поддержана. Но в этом году осуществить ее в любом случае не удастся - слишком плотный календарь. Еще один проект - мини-турнир в Москве с участием двух лучших клубов Украины, "Зенита" и "Локо". При грамотной организации этих соревнований они могут принести участникам солидный доход. - Интересно, сколько денег недосчитался "Локомотив" в прошлом году из-за неучастия в еврокубках? - Примерно 10 миллионов долларов. Но главное не в этом. Мы и без "лигочемпионских" денег спокойно удержались на плаву благодаря налаженной коммерческой деятельности. А вот моральный удар оказался очень чувствительным. Ведь до этого на протяжении восьми лет команда постоянно играла в еврокубках! Наверное, еще и поэтому прошлогоднее чемпионство, вырванное на зубах, было встречено с такой радостью. Мы вернулись в европейскую футбольную семью, где "Локо" уже прекрасно знают. Теперь постараемся пройти два отборочных раунда, чтобы оказаться в основной сетке Лиги чемпионов. С этим турниром у нас тоже связано несколько серьезных коммерческих проектов. Полный текст интервью Давида Шагиняна >> Источник: Юрий Бутнев, "Спорт-Экспресс" |